Главное и самое интересное об велоободах
Без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно, поэтому мы решили посвятить им наше очередное видео. В нем мы поговорим об:
- Материалах, из которых делаются обода
- Об особенностях ободов для различных типов тормозов
- Ширине ободов и на что она влияет
- Типах отверстий под ниппель
- Количестве отверстий под спицы
- Форме ободов
- Диаметрах ободов
- Весе ободов и на сколько он важен
- Об пистонировании ободов
- Материалы.
- Алюминиевый сплав — наиболее широко используемый материал, обеспечивает прекрасное оптимальное сочетание цены, прочности и довольно низкого веса.
- Maxtal — фирменный сплав знаменитого бренда Mavic, который отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но он становится чувствительным к усталости металла.
- Сталь — имеет очень большой вес, как правило, обода из неё - одностенные, на современных велосипедах практически не используются.
- Карбон — используется в очень лёгких и дорогих ободах для шоссе и кросс-кантри. Обычно – это гоночные эксклюзивные велосипеды для соревнований.
- По совместимости с определенными тормозами
Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах (обычно - свободные от краски и анодирования), стенки соответствующим образом усилены, часто тормозная поверхность имеет индикатор износа в виде отдельной канавки: когда обод протирается до опасного предела, эта канавка перестает быть различимой. Разумеется, такой обод можно использовать и с дисковыми тормозами. Иногда дорогие обода имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим эффективность тормозов. По маркировке зачастую сложно однозначно определить, совместим ли конкретный обод с ободными тормозами. Некоторые производители помечают обода словом Disc, другие никак не указывают на совместимость в названии — и тогда необходимо смотреть спецификацию или проверять наличие тормозной дорожки. Если использовать ободных тормоза с неподходящим ободом – это снижает эффективность торможения и приводит к ускоренному износу тонких стенок.
- Ширина обода влияет на его прочность и вес. Чем шире, тем тяжелее. Также в зависимости от внутренней ширины, выбирают рекомендованную толщину подходящей к нему покрышки. (таблица) . Слишком широкая покрышка для данного обода будет подламываться в поворотах и даже слетать, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.
Как правило, обода маркируются по внутренней ширине согласно ISO:
- 15 мм и менее — шоссейные, циклокроссовые байки;
- 17 мм — легкие кросс-кантрийные и гибридные;
- 19 мм — тяжелые кросс-кантрийные и гибридные;
- 21 мм — часто используются в велотуризме и для легкого экстрима;
- 23 мм и более — для экстремального спорта;
- 50 мм и более — фэтбайки.
Замеряется внутренняя ширина обода таким образом.
Наружная – вот так. Она, как правило, на 5-7мм больше внутренней.
- Размер отверстия под ниппель. В настоящее время в велосипедах применяются два типа ниппелей: автомобильный (Schrader -AV) и спортивный (Presta - FV). Диаметр ниппеля у AV- больше, у FV - меньше. Для установки на узкий спортивный обод камеры с обычным автомобильным ниппелем, отверстие придется рассверливать (при этом ослабляя обод!). Поэтому лучше использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на вашем велосипеде стоят высокопрофильные обода, то вам необходимо иметь запасные камеры с длинным ниппелем.
- По количеству отверстий для спиц - На 559мм (26) и 622мм (28) ободах, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 32 и 36 отверстий для спиц. Обода в составе готовых фабричных велсетов обычно имеют меньшее количество отверстий (12-20-24-28). Обода для BMX часто бывают на 48 спиц. Чем больше спиц, тем лучше распределена нагрузка и колесо более выносливо к экстремальным нагрузкам (прыжкам, трюкам, дропам…) Вообще, количество отверстий для спиц почти всегда кратно четырём.
- По форме ободов - Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда.Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование бортовых шин. Их боковые стенки хорошо развиты и с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Накачанная шина раздается в стороны давлением воздуха в камере и своими бортами держится за стенки обода, плотно прижимаясь к нему.
- Диаметры ободов. Нужно абсолютно четко себе представлять, что обода делаются под стандартные размеры покрышек и имеют следующие посадочные размеры:
305мм – 16 дюймов
406мм – 20 дюймов
507мм – 24дюйма
559мм – 26дюймов
584мм – 27,5 дюйма
622мм – 28 и 29 дюймов
- Вес ободов Почему колеса должны быть прочными понятно, а почему же они должны быть очень легкими? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда в целом и колес в частности, но и на увеличение скорости вращения (раскрутку) колес. И чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в тех видах спорта, где скорости движения постоянно изменяются на большие значения. Например, в соревнованиях по кросс-кантри и подобных дисциплинах вес обода и шины влияет значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках, где скоростьвысока и достаточно стабильна.
- Пистонирование. Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия, раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих усиленных ободах в отверстие устанавливаются специальные пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В эксклюзивных двухстенных ободах могут быть установлены как обычные пистоны, на внешней стенке, так и двойные, проходящие насквозь через обе стенки.
Можно еще много рассказывать об методах увеличения прочности ободов, об бескамерных покрышках и ободах под них, об различных брендах производителей ободов… но, это уже темы для наших следующих обзоров.